МОУ Сараевская СОШ
р.п. Сараи Сараевского района Рязанской области
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребёнка, так и для его родителей. Понимая важность подготовки детей к школе, до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. 
    Возраст – первое, от чего родители отталкиваются при поступлении ребёнка в начальную школу. Но как понять, во сколько лет ребенок готов к школьному обучению? В шесть, семь или ближе к восьми годам? Гораздо важнее понять, готов ли ребенок к школе, а не его возраст. 
    Готовность к школе включает несколько компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
    Готовность к школьному обучению это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

    Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?
    Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
     
    Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами. От того, насколько сформирована психологическая готовность ребёнка, будет зависеть адаптация к школе и успешность в обучении.

    • Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
    • Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания. Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.
    • Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения, т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
    • Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.
    •  Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель; принимать решения; намечать внутренний план действия и выполнять его; проявлять определенное  волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия. Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

     Требования к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику.

    • Общая эрудиция.

    Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.
     

    • Математические знания.

    Ребенок должен знать:
    -  цифры и знаки «+» и «-»;
    - смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;
    -  количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
    -  знать простейшие геометрические фигуры.
     Ребенок должен уметь:
    -  читать числа до 10;
    -  считать до 10 (прямой и обратный счет);
    - решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;
    - ориентироваться на листе бумаги;
    -  решать примеры в пределах 10.

    • Требования к уровню устной грамотности.

    Ребенок должен знать:
    -  алфавит;
    -  средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
    -  ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
     Ребенок должен уметь:
    -  проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
    -  различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
    -  выделять ударение в словах;
    -  устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);
    -  обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

    • Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

    -  ясное произношение всех звуков родного языка;
    -  умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;
    -  использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;
    -  должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;
    -  должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;
    -  ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
    -  уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

    •  Требования к уровню грамматических навыков:

    -  развитие мелкой моторики рук;
    -  умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
    -  умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

    •  Требования к уровню развития мышления и воображения:

    -  умение выполнять действие классификация; обобщение предметов;
    -  умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
     -  умение строить простейшие умозаключения.

    • Какие занятия будут полезны для ребенка в период подготовки его к школе?

    Любому ребёнку необходимы занятия по развитию мелких мышц руки (моторике), графических умений:
    - работа с конструкторами разного типа, мозаикой, шнуровкой и пазлами;
    - работа с ножницами, пластилином, с природными материалами, конструирование из бумаги и картона, папье- маше, макраме, оригами, аппликацией, и др. виды ручного труда;
    - рисование в альбомах (карандашами, красками).

    О достаточном уровне развития моторики руки и графических умений ребенка свидетельствуют следующие умения:
    - способность ребенка манипулировать мелкими предметами, выполнять простые графические движения;
    - умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, штриховать различными способами;
    - умение использовать в работе разные графические материалы (разные виды карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима;
    - умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии без ограничительной черты, ровные прямые и наклонные линии, овалы и круги, треугольники и квадраты;
    - умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу или словесной инструкции (графические диктанты). 

    • Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления) обеспечат занятия, на которых ребятам предлагается:

    - собирать разрезные картинки;
    - собирать картинки из кубиков (сюжетная картинка или геометрические рисунки) и пазлы разной сложности;
    - дорисовывать элементы, детали, части фигур, элементы букв и цифр, картинок до заданного образца при наличии или отсутствии визуальной опоры;
    - различать направления и выполнять повороты вправо – влево, вверх – вниз;
    - различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед – за – около - между);
    - находить сходные предметы, буквы, геометрические фигуры и композиции в соответствии с образцом среди ряда схожих (шумовых) изображений;
    - классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам;
    - срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов;
    - копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов;
    - находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
    - находить определенное количество различий между двумя схожими картинками по образцу и по памяти;
    - различать по конфигурации различные фигуры, буквы и цифры;
    - моделировать контуры предметов окружающей действительности и букв из счетных палочек, бумаги, природных и искусственных материалов, оригами;
    - запоминать 10 не связанных между собой слов при трех-четырех кратном повторении, воспроизводить 6 из них;
    - группировать по смыслу слова и запоминать их;
    - запоминать стихи из 8-12 строк после нескольких повторений;
    - описывать предметы, находить их по заданным признакам;
    - определять последовательность событий, явлений, дать понятие времени;
    - задавать вопросы, способствующие развитию мышления.

    Советы родителям будущих первоклассников:

    • Следует рассказать ребенку, что означает "быть школьником" и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах объяснить ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, а не привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) 
    • Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
    • Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности. При этом реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые действия.
    • Очень важно быть предельно внимательным к деятельности ребёнка и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то он делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
    • Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность. Например, сказать можно о неверно выполненном задании так: 
    • Ты хорошо постарался над заданием. Но выполнить его нужно было по-другому (и показать как). 
    •  Очень важно проявлять уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его согласия. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В такой тетради он сможет описывать каждый свой день или хотя бы одно событие. Благодаря этой возможности у ребенка появится опыт размышлений о себе и своей жизни.
    1. Что понимается под психологической готовностью ребёнка к школьному обучению?
    2.  Из каких компонентов состоит психологическая готовность ребёнка к школьному обучению?
    3.  Что ребёнок должен знать и уметь при поступлении в школу?

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):
    Ответ 1: Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира; иметь базовые навыки счета, уметь ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, лево, право, «за», «перед»); развитую мелкую моторику руки, развитую речь, желательно уметь читать. 
    Ответ 2: Будущему первокласснику необходимо иметь развитый навык общения, дух сотрудничества и коллективизма; умение слушать других; умение ребёнка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Владеть средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми. Быть физически развитым. Быть эмоционально отзывчивым, вежливым. Владеть основными культурно-гигиеническими навыками. Способным управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
    Ответ 3. Всё перечисленное.
    Проверьте, отметили ли Вы ответ 3? 
    К сожалению, нередко родители понимают под готовностью к школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать. Раннее овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют Вашему ребенку успешной школьной жизни.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Определить уровень подготовки, а также выявить слабые стороны поможет опросник для родителей от американского психолога Дж. Чейпи. На каждый из вопросов, предложенных ниже можно ответить «да» или «нет». Если в результате большинство ваших ответов будут положительными, значит, ребенок вполне готов приступить к обучению в школе. Если же положительными были только 20% или менее ответов, тогда нужно обратить внимание на определенные пробелы в опыте и знаниях.

    • Базовый опыт ребёнка. Посещал ли ребенок вместе с вами магазины, банки, аптеки? Бывал ли малыш в таких заведениях, как музей, театр, библиотека? Есть ли у него хобби?
    • Физическое развитие. Ваше чадо может сидеть за столом спокойно некоторое время? У него хорошее зрение? Слух? Умеет он играть с мячом?
    • Эмоциональное развитие. Ваш ребенок общается со сверстниками? Он оценивает себя как человека, который может самостоятельно решать определенные задачи? Он положительно реагирует на изменения привычного распорядка или уклада?
    • Речевое развитие. Может ли ваш малыш назвать окружающие его предметы? Он может связно описать увиденное? Он правильно строит предложения и фразы? Четко ли он выговаривает слова?
    • Интеллектуальное развитие. Может ли ребенок сравнивать формы и размеры? У него получится разложить серию картинок по смысловой последовательности? Он может сложить головоломку (пазл) из 15 и более элементов? Он перескажет историю, сохранив последовательность событий?
    • Навыки общения. Он легко включается в игру с малознакомыми детьми? Умеет внимательно слушать рассказ? Умеет соблюдать очередь?

    Уровень общей социальной и психологической готовности
    Зачитайте ребенку утверждения, представленные ниже.    

    1. В школе я смогу познакомиться с новыми детьми и подружиться с ними. 
    2. Мне интересно, какие мы будем учить уроки. 
    3. Я мечтал пойти в школу еще раньше. 
    4. В школе будет намного интереснее, чем в саду/дома.
    5. Я буду приглашать на свой день рождения весь класс.
    6. Интересно, что в школе нам будут давать на завтрак и обед. 
    7. Все мои друзья идут в школу и мне тоже хочется. 
    8. Я буду учиться лучше всех. 
    9. Как хорошо, что в школе есть каникулы. 
    10. Мне хочется, чтобы уроки длились дольше перемен.

    Возле каждого предложения, с которым он согласен поставьте «+». Если в результате у вас получится 8 и более плюсов, значит у малыша высокий уровень социальной и психологической готовности. 4-8 баллов – это средний уровень, до 4 – низкий.По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать ребёнка, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно. Расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет весело и интересно проводить каникулы. Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.
    Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становятся предметом изучения при приеме ребенка в школу.

    Задание для взрослых.

    Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

    1. Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
    2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
    3. Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
    4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
    5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
    6. Часто ли он участвует в драках?
    7. Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
    8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
    9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
    10. Спокойный ли у него сон?
    11. Есть ли у Вашего ребенка друзья?
    12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
    13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
    14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
    15. Есть ли у него трудности с речью?

    Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). Если что-то в социально-личностном развитии ребенка Вас беспокоит, советуем Вам обратиться к диагностике М. Корепановой и др.

    О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:

    • учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
    • умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
    • развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей;
    • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
    • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
    • координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг).
    • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
    • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
    • развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).
       
    1. Какова социально-личностная готовность вашего ребёнка к школе? Ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми? Ребенок легко вступает в контакт? Не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения? Признаёт авторитет взрослых?
    2. Готов ли ваш ребёнок к школьному обучению психологически? (Ребёнок умеет внимательно слушать? Хочет ли идти в школу? У ребёнка развито произвольное внимание, память, поведение? Умеет ребёнок находить сходство и различия разных предметов при сравнении? Умеет правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам? Ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг?) 
    3. Как вы думаете, какие занятия будут полезны для ребенка в период подготовки его к школе?

    Информация о количестве вакантных мест в 1 класс на 2024-2025 учебный год

    Количество классов                           Количество свободных мест для приема детей


       4  (из них 1 - в филиале)                                                     95 (из них 20 - в филиале)

                                 Объявление
                 Уважаемые родители будущих первоклассников!

    С 1 апреля 2024 года МОУ Сараевская СОШ начнёт приём заявлений в 1 класс на 2024-2025 учебный год. Вы можете подать заявление с 9.00 до 16.00 в будние дни. При подаче заявления нужно предоставить следующие документы:

    • заявление (бланк заявления)
    • копию паспорта одного из родителей;
    • копию свидетельства о рождении ребенка;
    • копию СНИЛС ребенка;
    • копию СНИЛС одного из родителей;
    • справку о месте регистрации ребенка.       

    Прием заявлений граждан на зачисление в 1-е классы осуществляется:

    - через Федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» по адресу: www.gosuslugi.ru; (Инструкция при подаче заявления через портал "Госуслуги");

    •  по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
    • по электронной почте школы;
    • лично в образовательном учреждении.

     Постановление о закреплении территорий за муниципальными образовательными организациями Сараевского муниципального района Рязанской области № 55 от 12 февраля  2024 года                   

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время
    Понедельник 9:00-16:00
    Вторник 9:00-16:00
    Среда 9:00-16:00
    Четверг 9:00-16:00
    Пятница 9:00-16:00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    ответственный за набор в первые классы

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Нормативные документы
    • Бланки заявлений
    • Федеральные
    • Локальные нормативные акты
    • Муниципальные
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie